Шибанов. Вятский учитель

Шибанов. Вятский учитель
Позади двадцатый век…

Тесты для гимназистов



Тест прямо здесь и сейчас:
Задания по истории. Древняя Русь. часть 1.
1.      Назовите имя киевского князя и обоснуйте свой ответ: «И повелел своим воинам сделать колеса и поставить их на корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу Царьграду. Греки же, увидев  это, испугались и сказали через своих послов: « Не губи города, князь Великий, дадим тебе дани , какой захочешь…» И приказал дани дать на две тысячи кораблей… А было это в 6415 году».
2.      Назовите имя киевского князя и обоснуйте свой ответ: «Когда он вырос и возмужал, стал он воинов собирать  храбрых и сильных; быстрым он был, словно гепард, и много воевал. В походах своих на Волжскую Булгарию,  Хазарский каганат не возил за собой не возов с поклажей, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав мяса  жарил его на углях и так и ел…».
3.      Назовите имя киевского князя и обоснуйте свой ответ: « Отпустил он дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большого богатства. Древляне же, узнав , что идет он снова, держали ответ свой перед князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют  его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит».
4.      Назовите имя киевского князя и обоснуйте свой ответ: «Ты, князь, ищешь чужой земли, и о ней заботишься а свою покинул… А нас чуть не взяли печенеги и мать твою Ольгу и детей твоих».
5.      Назовите имя киевского князя и обоснуйте свой ответ: «И повелел опрокинуть идолы языческие- одних изрубить, а других сжечь. Бога же грозы и молний велел привязать к хвосту коня и волочить его к ручью и приставил 12 мужей колотить его жезлами. А делалось это для поругания беса, который обманывал людей в этом образе… А потом примется вера новая в 6496 году».
6.      Назовите имя киевского князя и обоснуйте свой ответ: «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был храбр, сам книги читал и денно и ночно. В его княжение распространяется грамотность, строятся школы и церкви по городам русским».
7.      Прочитав текст, ответьте на вопросы: «Взяв собой много воинов, пришел он к горам Киевским, и узнал, что княжат здесь Аскольд и Дир. Спрятав он одних воинов в ладьях, а других оставив   позади, сам отправился к ним вместе с сыном Князя. И послал Аскольду  и Диру людей своих, говоря что «купцы мы, идем к грекам». Когда же вышли из крепостных стен Аскольд и Дир, убиты были со словами «Не князья вы, не княжеского рода». Когда же вынесли Игоря, добавил: «Вот он , сын Рюрика». С каким князем связаны эти события, в каком году происходили эти летописные события?
8.      О ком идет речь: « Учила мать его принять крещение, но он не думал прислушиваться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя насмехаться станет».

9.      Прочитайте отрывок из источника и ответьте на вопросы: «С тех пор как конунг Олав приехал в Гардарику, он много размышлял и раздумывал, какое ему принять решение. Конунг Ярицлейв и королева Ингигерд предложили конунгу Олаву остаться у них и взять правление страной Вулгария». Где находилась Гардарика, и как мы ее сейчас называем, кто такой Конунг Ярицлейв, на берегах какой реки находилась страна Вулгария?
10.  Соотнесите названия географических объектов и покажите их на карте:

Современные
Древние
1.Днепр
А.Волга
2.Стамбул
Б. Танаис
3.Волга
В. Славия
4.Черное море
Г. Меотидское море
5.Балтийское море
Д. Борисфен
6.Великий Новгород
Е. Царьград
7.Азовское море
Ж. Русское море.
8.Дон
З. Варяжское море


    10.Составьте из перепутанных строк стихотворение одного поэта. Кто он? О ком идет речь? Каково продолжение этой истории?

1. Запомни же ныне ты слово мое:
2. Твой конь не боится опасных трудов
И волны, и суша покорны тебе
Но примешь ты смерть от коня своего
Твой щит на вратах Цареграда
То мчится по бранному полю
Завидует недруг столь дивной судьбе
И холод и сеча ему ничего
Победой прославлено имя твое
То смирный стоит под стрелами врагов
Воителю слава- отрада
Он, чуя господскую волю,



11.Определите, кто и при каких обстоятельствах мог сказать эти слова:

1.Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще.
Ольга
2. Этот город будет матерью городов русских!
Игорь
3. Иду на Вы! Мертвые срама не имут!
Олег
4. Своего князя мне уже не воскресить!
Владимир
5.Идите назад : отцы не принимали вашей веры и я не хочу!
Святослав

 
1.      Соотнесите события и исторические даты между собой:

Событие
Дата
1.Крещение Руси
А. 1016
2. Первый договор Руси с Византией
Б. 862
3. Захват Киева Олегом
В. 988
4. Призвание Рюрика в Новгород
Г. 882
5. Принятие «Русской Правды»
Д. 907.


Часть 2. Феодальная раздробленность на Руси.
1.      Отметьте буквой А  информацию для Владимиро-Суздальского княжества, Б- для Галицко-Волынского, В- для Новгородской земли, Г-для Киевского княжества.
1)князья смогли одолеть боярство и стали единовластными правителями;
2)главным должностным лицом был посадник;
3) для княжества потерял значение торговый путь  из «варяг в греки»;
4) князь приглашался вечевыми органами;
5) князья постоянно враждовали с боярством за власть;
6) в княжестве правили Роман Мстиславич и Даниил Романович;
7) в княжестве правили Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо;
8) подвергалось набегам степняков-кочевников(половцев);
9) в 1169 г. столица княжества в течение 3-х дней была разграблена и разорена русскими войсками;
10) Столица- Владимир- на- Клязьме;
11) Столица- Владимир- на- Волыни;
12) были  сильны позиции боярства, имевшего большинство голосов на вече;
13)ЭГП- юго-запад, тесные связи боярства с Венгрией и Польшей;
14)население в основном занималось промыслами, ремеслами и торговлей (роль рек и моря).
2. Отметьте буквой А –положительные последствия раздробленности, Б- отрицательные.
1) ослабление обороноспособности страны;
2) рост городов- местных центров;
3) культурный упадок княжеств;
4) формирование новых торговых путей( Янтарный торговый путь);
5) продолжающее дробление земель;
6) обособление княжеств друг от друга;
7) усиление  межкняжеских усобиц;
8) развитие культуры в русских землях, формирование местных школ архитектуры, летописания, живописи;
9) упадок Южной Руси из-за половецкой угрозы;
10) снижение международного авторитета русских земель;
11) распад торгового пути из «варяг в греки»;
3. Укажите буквой А экономическую причину раздробленности, Б- политическую.
1)      распад торгового пути из «варяг в греки»;
2)      рост могущества  городов- местных центров;
3)       усиление  межкняжеских усобиц;
4)      стремление местных элит к независимости от Киева и контроля за своими властями;
5)      прекращение поступления в Киев налогов;
6)      отсутствие сильной центральной власти в Киеве;
7)      продолжающее дробление земель между наследниками;
8)      рост боярского землевладения, эксплуатация чужого труда.

4.Соотнесите события и даты

Событие
Дата
1. битва на Калке
А.1223
2. битва на Сити
Б. 1237
3. разгром Рязани
В. 1240
4. разорение Киева
Г. 1239
5. разгром Чернигова
Д. 1238
6. начало нашествия Бату-хана на Русь
Е. 1242
7. Окончание нашествия Бату-хана на Русь

8. Невская битва

9. Ледовое побоище


5. Укажите хронологию событий
1)      битва на Калке;
2)      битва на Сити;
3)      разгром монголами Волжской Булгарии;
4)      разгром Рязани;
5)      поражение монголов от Волжской Булгарии
6)      разгром и разорение Киева;
7)      разгром Москвы;
8)      разгром Владимира;
9)      разгром и разорение Козельска;
10) разгром и разорение Чернигова.
      6.Соотнесите исторических личностей и события

1. Котян
А. Оборона Москвы
2. Дмитрий
Б. битва на реке Сить
3. Евпатий Коловрат
В. князь  Козельска
4. Филипп Нянька
Г. князь  Рязани
5 Василек
Д. богатырь, сражавшийся с Ордой
6. Юрий Ингваревич
Е. Половецкий хан
7. Юрий Всеволодович
Ж. воевода Киева




7.      Соотнесите понятия и определения

1. ярлык
А. перепись населения
2. «выход»
Б. зависимость Руси от Орды
3. «число»
В. мусульманские купцы, собиравшие дань для Орды
4. бесермены
Г. чиновники, следившие за сбором дани
5. баскаки
Д. единица монгольского войска
6. иго
Е. дань с покоренных земель.
7. тумен
Ж. торговая пошлина монголов на все товары
8. тамга
З. ханская грамота на княжение


Культура Руси IХ- ХIII веков.
1.      В Древней Руси цифры обозначались на письме…
2.      Самая известная древнерусская летопись…
3.      Произведение древнерусской литературы, в котором рассказывается о неудачном походе русского князя против половцев в 1185 г.-…
4.      Первое произведение, относящееся к жанру жития…
5.      Большинство их сохранилось в обрывках. Они встречались в слое подобно таким привычным для археолога находкам, как ножи или стеклянные бусы…
6.      Соотнесите сооружения и их заказчиков

А. Десятинная церковь в Киеве
1. Владимир Красное Солнышко
Б. собор Святой Софии в Киеве
2. Всеволод Большое Гнездо
В. храм Покрова на Нерли
3. Андрей Боголюбский
Г. Успенский собор во Владимире
4. Ярослав Мудрый
Д. Киево-Печерская лавра

Е. Дмитриевский собор во Владимире

Ж. Золотые ворота в Киеве

З. Золотые ворота во Владимире





 Тест   "Культура централизованного государства (ХIVVI века)".

1.      Литературное произведение ХV в., повествующее о победе русских войск на Куликовом поле
А. «Слово о тверских князьях;
Б. «Слово о погибели земли русской»;
В. «Задонщина»;
Г. «Слово о Законе и Благодати».
2. Литературное произведение, посвященное истории любви князя и простой крестьянской девушки
А. «Повесть об Авдотье Рязаночке»
Б. «Житие Александра и Елены2
В. «Житие Петра и Февроньи Муромских»
Г. «Слово Серапиона Владимирского».
3. Впервые сформулировал идею «Москва-3-й Рим»
А. Афанасий Никитин
Б. Максим Грек
В. монах  Иосиф Волоцкий
Г. монах Филофей.
4. Писатель, путешественник, совершивший хождение  «за 3 моря» в Индию
А. Афанасий Никитин
Б. Дионисий
В. Симеон Полоцкий
Г. Иван Патрикеев.
5. Фрески Успенского собора во Владимире, «Троица»-работы
А. Феофана Грека
Б. Андрея Рублева
В. Дионисия
Г. Симеона Ушакова.
6. Найдите памятники, составляющие ансамбль Соборной площади Московского Кремля
А. Георгиевский собор Юрьева Монастыря
Б. Успенский собор
В. церковь Ризоположения
Г. Архангельский собор
Д. храм Покрова на Рву
Е. Благовещенский собор.
7. Назовите имена 1-х книгопечатников
А. В. Патрикеев и М. Грек
Б. Марк Фрязин и Пахомий Лагофет
В. И.Федоров и П.Мстиславец
Г. Петрок Малый и Федор Курбский
8. В честь присоединения Смоленска к Москве был основан
А. Смоленский Кремль
Б. Успенский собор в Смоленске
В. Смоленский собор Новодевичьего монастыря
Г. церковь Спаса в Андрониковом монастыре.
9. Храм, построенный в честь покорения Казани Иваном Грозным
А. Троицкий собор в Пскове
Б. храм Покрова на Рву
В. церковь Вознесения в Коломенском
Г. Успенский собор Московского Кремля.


10. В 1532 г. завершено строительство
А. церкви Вознесения в Коломенском
Б. Чудова Монастыря
В. Донского монастыря
Г. Свято-Данилова Монастыря.
11. Изображение двуглавого орла на государственной печати в России появилось при
А. Василии I
Б. Иване IV
В. Василии III
Г. Иване III
12. Самая первая Грановитая палата была построена в
А. Пскове
Б. Москве
В. Великом Новгороде
Г. Владимире
13. Архитектурный стиль ХVI в.-
А. Дивное узоречье
Б. Московское барокко
В. Крестово-купольный
Г. Шатровой.
14. Аристотель Фиораванти построил при Иване III
А. Московский Кремль
Б. Благовещенский собор
В. Успенский собор
Г. Грановитую палату
15. Грановитая палата в Москве так называется, потому что
А. выложена белыми гранеными камнями
Б. в основании 1 параллельная грань
В. сделана сделана из красно-зеленого гранита
Г. выложена красным гранитом
16. Собор Василия Блаженного в Москве построили
А. Руффо и Солари
Б. Бармой и Постником
В. Аристотелем  Фиораванти
Г. Марко Балотелли
17. Иконописец ХIVв., расписавший фресками новгородскую церковь Спаса на Ильине улице, создавший иконостас для Благовещенского собора в Москве
А. Андрей Рублев
Б. Феофан Грек
В.Дионисий
Г. Симеон Ушаков


18. Крупнейший представитель московской школы живописи конца ХV-начала ХVI веков, написавший часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля
А. Андрей Рублев
Б. Феофан Грек
В.Дионисий
Г. Симон Ушаков
19. Первая русская печатная книга
А. «Апостол»
Б. «Часословец»
В. Букварь
Г. «Домострой»
20. Публицист ХVI в., предлагавший реформы, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающего на дворянство
А. Андрей Курбский
Б. Владимир Старицкий
В. Иван Пересветов
Г. митрополит Фотий
21. Произведение литературы ХVI в, где одними из главных идей были идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе
А. «Самодержец и семья»
Б. «Четьи-Минеи»
В. «Хронограф византийский»
Г. «Домострой».
22. Мастер, который отлил Царь-пушку, находящуюся в Московском Кремле
А. Булгак Новгородец
Б. Яков
В. Игнатий
Г. Андрей Чохов.
23. Русский центр, в котором в ХIVв. сложились циклы былин о Василии Буслаеве и Садко
А. Тверь
Б. Псков.
В. Великий Новгород
Г. Изборск.
24. «Сказание о Мамаевом побоище»( ХVв) восхваляет русского князя
А. Олега Ивановича
Б. Дмитрия Ивановича
В. Василия Васильевича
Г. Иван Васильевич




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ВАРИАНТ 2. ПРИБЛИЖЕНО К ЕГЭ
Вариант 2 Уровень А
А1.  Тот факт, что правительство какой-то страны снизило пошлины на ввоз иностранного продовольствия, показывает взаимосвязь сфер общественной жизни:
1.      экономической и социальной
2.      социальной и духовной
3.      духовной и политической
4.      политической и экономической
А2 Постиндустриальное общество характеризует признак:
1.      ведущая роль информационных технологий
2.      преобладание традиционных ценностей
3.      начало промышленного переворота
4.      появление массовой культуры
А3Человека от животных отличает наличие
1.рефлексов     2.эмоций.    3. инстинктов.   4.мышления
А4Верно ли суждение?
Человека формирует
А. окружающая природная среда.
Б.  культура и искусство.
1.      верно только А
2.      верно только  Б
3.      верны оба суждения
4.      оба суждения неверны
А5Воздействие общества на природу иллюстрирует пример
1.      обнаружение нового химического элемента
2.      участие партии «зелёных» в парламентских выборах
3.      захоронение ядерных отходов
4.      аграрная реформа
А6Верно ли суждение?
А. Революция- изменение всех сфер общества и природы;
Б. Изменения в обществе всегда приводят к его совершенствованию.
1.      верно только А
2.      верно только  Б
3.      верны оба суждения
4.      оба суждения неверны
А 7 Религия, искусство, наука представляют сферу общества
1.      экономическую
2.      социальную
3.      политическую
4.      духовную
А 8 Понятия «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как
1.      динамическую систему
2.      часть природы
3.      весь окружающий человека материальный мир
4.      не подверженную изменениям систему
А 9. На теоретическом уровне научного познания используется метод получения знаний
1.      накопление данных эксперимента
2.      проведение наблюдений
3.      описание научных фактов
4.      выдвижение гипотезы.
А 10. Верны ли суждения
Истина- соответствие знания
А. интересам познающего субъекта
Б. мнению большинства людей
1 верно только А
2 верно только  Б
3 верны оба суждения
4 оба суждения неверны
А 11. Целью научного познания, в 1-ю очередь, является
1.      выявление   закономерностей развития
2.      создание новых материальных ценностей
3.      выработка норм морали
4.      раскрытие смысла жизни
А 12.  Верны ли суждения
Если познание
А. связано  с формированием представлений о внешних свойствах познаваемого объекта, где отводится роль чувствам, его называют эмпирическим
Б. предполагает установление внутренних связей, сущности познаваемых объектов путем логики, его называют рациональным
1 верно только А
2 верно только  Б
3 верны оба суждения
4 оба суждения неверны
А 13 На теоретическом уровне научного познания для получения знаний преимущественно используется метод
1 измерения
2 эксперимента
3 наблюдения
4 выдвижения гипотезы
     А 14 Истинным знание является знание
1.которое очевидно
2. с которым все согласны
3. соответствующее содержанию объекта познания
4. достаточное для счастливой жизни
    А15  Верны ли суждения
         Особенностью социального познания является
          А. совпадение объекта и субъекта познания
          Б. использование повседневного опыта для изучения окружающего мира
1 верно только А
2 верно только  Б
3 верны оба суждения
    . 4 оба суждения не верны
А16. Моральные нормы, в отличие от правовых
          1. осваиваются в процессе социализации
          2. содержатся в кодексах
          3. обеспечиваются силой общественного мнения
          4. регламентируют поведение людей
А17. Создание вакцины для людей  от оспы и кори иллюстрирует функцию науки
   1. производственную
   2. прогностическую
   3. социальную
   4. познавательную
А18. Такие социальные общности как христиане и буддисты образуются по признаку
   1. этническому
   2. территориальному
   3. экономическому
   4. конфессиональному
А19. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке
   1. труда   2.услуг  3. капитала  4. информации
А20.Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к
1.      относительному равновесию спроса и предложения
2.      постоянному снижению объемов производства
3.      снижению налогов
4.      структурной безработице
А21. К числу формальных санкций  относят
1.      всенародную славу
2.      всеобщий почет
3.      награждение ценным подарком
4.      доброжелательное отношение
А22. Любое государство характеризуется
1) верховенством права
2) наличием аппарата управления
3) политическим плюрализмом
4) соблюдением прав человека
 А23. Что относится к источникам права?

1)  газетная статья о военной службе
2)  доклад начальника Генерального штаба РФ
3)  обращение в Комитет солдатских матерей
4)  приказ министра обороны РФ

А24. Какой   перечень   признаков   характеризует   правонарушение?

1)  деяние, общественная опасность, противоправность, ви­новность
2)  цель, деяние, общественная опасность, противоправность
3)  деяние, общественная опасность, цель, виновность
4)  цель, общественная опасность, противоправность, виновность







Часть 2.
В1.Запишите слово, пропущенное в логическом конструкторе.
Замена устаревших форм социальной организации новыми.
Движение от менее совершенного к более совершенному
Общественный…(пропущенное слово)
В2.Все из нижеперечисленных примеров образованы по конфессиональному признаку, за исключением одного
Православные, мусульмане, католики, анархисты, протестанты.
В3. Установите соответствие.

Социальный факт
Формы культуры
А. премьера телесериала
1. массовая
Б. конкурс фольклорных коллективов
2. народная
В. празднование дня Ивана Купалы

Г. скандал известного рок-музыканта

Д. переиздание детектива-бестеллера



В4. Найдите в перечне группы, образованные по единому критерию
1.     богатые
2.     бедные
3.     холостые
4.     женщины
5.     зажиточные.
В5. Прочитайте текст и определите, какие положения носят фактический характер(А) и характер оценочных суждений(Б).
1. На волне предвыборной кампании, на политической арене страны появилась новая партия либерального толка. 2. Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников. 3. Партия может представить свое членство в парламенте, если наберет 6 % голосов избирателей. 4. Примером партии либерального толка можно считать КПРФ.
В6. Прочитайте текст и вставьте по смыслу слова
…..(1)современные ученые называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы …(2), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется …(3). Глобализация-…(4) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ….(5)общества, с другой,- обостряются разногласия с стран Запада со странами «третьего мира», обостряется проблема  …(6).
А. диалог культур                     Е. массовая культура
Б. разделение труда                  Ж. сельское хозяйство
В. общество                               З. информационное
Г. глобализация                         И. компьютер
Д. противоречивый
Часть 3.
С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, которая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более чем иной любой класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, становится постепенно основой всякого иного социального расслоения.
Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании знаний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению с предыдущими эпохами. В аграрном обществе власть феодала над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталистов основывалось на праве собственности, а влияние госслужащего определялось его местом в политической системе. Все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей- любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с переменным успехом выполнять соответствующие социальные функции.
В современных же условиях не социальный статус  служит условием принадлежности человека к элите информационного общества; напротив, он сам формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распространено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти и фактор производства.
С1. Какие изменения, по мнению автора, произошли в обществе с возникновением «класса интеллектуалов»? Назовите 2 изменения.
С2.Как автор оценивает новый принцип социальной стратификации? Приведите 2 авторских обоснования.
С3. Автор называет информацию как фактор производства. Назовите  4 других факторов производства.
С4. Поясните значение терминов «социальная стратификация», «элита», «постиндустриальное общество».
С 5. С помощью конкретных примеров покажите роль образования в жизни личности
С6.Какой смысл социологи вкладывают в понятие «социальный конфликт». Привлекая знания из обществоведческого курса,  составьте 2 предложения, содержащие информацию о проблеме.
С7. В телевизионном ток-шоу с участием родителей, детей, журналистов и ученых обсуждался тезис : «Массовая культура вредна для детей». Опровергните этот тезис 3 аргументами.
С8. Составьте план доклада на тему «Политика в современной жизни общества».
С9. Эссе.
1.     Философия. Познай самого себя, и через это познаешь мир. Н.Бердяев.
2.     Социальная психология. Жена и дети учат человечности. Холостяки же мрачны и суровы. Ф.Бекон.
3.     Экономика. Для достижения поставленной цели деловитость нужна не менее, чем знание. П.Бомарше.
4.     Социология. Неравенство лежит в самой природе; оно является неизбежным следствием свободы.
5.     Политология. Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена власть. Плутарх.
6.      Правоведение. Шум оружия заглушает голос законов. М.Монтень.