Шибанов. Вятский учитель

Шибанов. Вятский учитель
Позади двадцатый век…

Конспекты интегрированных уроков

 
Презентацию к этому уроку можно взять со странички презентаций данного блога* Примечание А.В. Шибанова
В качестве эпиграфа вам предлагаются слова Пьера Эдмона Бошена(1748-1824), французского писателя:
"Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко помрачает ее блеск и отнимает у нее всякую цену".

Урок истории, интегрированный с психологией в 10   классе.  Тема урока: «России верные сыны».
Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами  проблемной технологии.
Образовательная цель - способствовать формированию нравственных представлений о взаимоотношениях в семье, а также между детьми и родителями.
Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления, применительно к теме урока, аргументировать  доказательства своего предположения.
Воспитательная цель - формировать опыт  равноправного сотрудничества учителя и  учащихся, формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину
Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Основные методы - частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.
Средства обучения- тексты исторических документов, интерактивная доска.



Структура и содержание занятия

Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает  на активную деятельность.
Приветствуют учителя. Проверяют  готовность рабочего места. Настраиваются на  активную работу.
2. Мотивация и целеполагание














28 декабря 2008 г. на канале «Россия» завершился проект «Имя России»- исторический выбор, где в ходе голосования победил Александр Невский. Вам сегодня также предстоит сделать исторический  выбор из  6 заявленных кандидатур, которые оставили свой след в российской истории ХIVI веков.
Мне бы хотелось связать тему нашего урока- «России верные сыны» и афоризм известного поэта Адама Мицкевича- «Желая судить меня, будьте не со мной, а во мне…»
Какое отношение эта фраза имеет к сегодняшнему уроку?



Если говорить о цели урока, то к каким выводам вы хотите прийти,  в чем хотите разобраться?
Внимательно слушают учителя.










Идет работа в группах, делаются выводы о том, что нельзя судить о человеке, только исходя из современных фактов, которые могут быть субъективными. Нужно брать во внимание те внутренние и внешние обстоятельства, которые подталкивали человека к определенным поступкам, с учетом их склада ума, особенностей характера и т.д.
3. Изучение нового материала. Работа в группах
Переходим к основной части урока, где вам в группах предстоит объективно представить  вашего исторического персонажа.
На информационной доске появляются 6 исторических персонажей- Ярослав Мудрый, Александр Невский,  Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный.
По исторической  хронологии начинаем с Ярослава Мудрого.
Учитель делает краткие выводы
Итак, вами  были представлены 6 исторических личностей, оставивших неизгладимый след в российской истории.  Вам  заранее предлагалось прочувствовать деяния вашего персонажа в цветовой гамме и изобразить это на бумаге. Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Вы знакомы с правилами составления синквейна. Составьте и озвучьте синквейн применительно своей исторической личности.
 Психолог.
Будьте внимательны- сейчас вам будет предложена краткая справка темпераментов и типологий личности, после чего вы должны будете выполнить задание по к теме нашего урока.
Меланхолик-человек с малой реактивностью и высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, не настойчив, легко утомляется, робок, неуверен в себе. Отличается высокой тревожностью, беспокойством, теряется в новой обстановке. Склонен к уединению, замкнутости. Внешне слабо выражает свои чувства и нередко воспринимает отношение к себе как пренебрежение;
Сангвиник -стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, приспосабливается к изменениям условий жизни.. Он увлекается тем, что ему приятно. Эмоции(в основном положительные)быстро возникают и недолго продолжаются. Переживает легко неудачи. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял и пассивен. Эмоционален, дисциплинирован, гибкий ум;
Флегматик-человек с высокой активностью, значительно преобладающей над реактивностью. Невозмутим, спокоен, настойчив, терпелив;  при неприятностях сохраняет спокойствие. Тяжело сходится с новыми людьми. Хладнокровен, спокоен, обычно отличается постоянством, не сразу поддается чувствам. Не склонен к принятию скоропалительных решений;
Холерик- отличается энергичностью при недостаточной выдержке и самообладании, не чувствителен к окружающим.. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Мало размышляет и решительно действует. В сложных ситуациях может терять контроль над своими эмоциями. Отличается устойчивостью интересов и стремлений, настойчивостью.
Американский философ и психоаналитик Э. Фромм, разделил людей, живущих в этом обществе, на весьма непривлекательные по названиям типы: «садистов», «мазохистов», «конформистов» и «отшельников». Эти типы людей отличаются друг от друга тем, как они реагируют на свои жизненные неудачи.
 «Садисты» видят источники своих бед в обществе и в других людях, активно и агрессивно борются против них. Имеют низкий уровень самокритики, высокий уровень амбиций, завышенная самооценка.
 «Мазохисты» склонны больше винить самих себя в своих неудачах и столь же активно борются против себя, занимаясь самобичеванием и изнуряющим самоанализом своих поступков. «Конформисты» примиряются с неудачами, перестают эмоционально реагировать на них и принимать близко к сердцу. Они просто приспосабливаются к жизни, меняя свои взгляды, цели, мораль и ценности самым радикальным образом, если этого требуют обстоятельства. Имеют свое мнение по ряду проблем, но его не высказывают, боясь быть не понятым.
 «Отшельники» не мирятся со своими неудачами, но не находят в себе сил бороться ни против людей, ни с самими собой. Борьбе они предпочитают уход от нее, психологическую самоизоляцию, замыкаются в себе и никого не допускают в свой внутренний, интимный мир.
Задание
После того, как вы прослушали краткую справку, выполните следующее задание- из предложенных вариантов темпераментов и типологий личности выберите те, которые наиболее ярко характеризуют вашего исторического персонажа.


Внимательно слушают учителя.



6 групп в хронологическом порядке представляют  своего исторического персонажа.



Внимательно слушают учителя.
6 групп дома прорабатывали данное задание и  пытаются объяснить свой варианты в цветовой гамме.





В группах составляются и зачитываются варианты синквейна.



Внимательно слушают краткую справку психолога.






































































В группах знакомятся с классификацией темпераментов и типологией личностей.
Выполняют задание психолога -выбирают определенный темперамент и типологию личности для своего исторического персонажа, аргументируют свой ответ.
4. Закрепление
В конце урока вам предстоит сделать свой исторический выбор- отдать свой голос за любого из 6 предложенных кандидатур. Желающие могут свой ответ прокомментировать.
Учитель подводит итоги голосования, комментирует и уточняет ответы.
 Идет голосование. Желающие комментируют свой выбор.

5. Домашнее задание.
Разноуровневое домашнее задание.
1.Повторить даты, понятия  и события, имеющие отношение к династии Рюриковичей;
2.Составить кроссворд историческим событиям ХIVI веков;
1.          3. Найдите происхождение и  
2.            суть следующих фраз   
·         Меж двух огней;
·         На всю Ивановскую;
·         Спустя рукава;
·         Бить челом;
·         Зарубить на носу;
·         Остаться с «носом»;
·         Выдать головою;
·         Подлинная правда;
·         Положить в долгий ящик;
·         Точить лясы;
·         Кануть в Лету;
Записывают домашнее задание.



Типы темперамента
Меланхолик-человек с малой реактивностью и высокой чувствительностью. Чрезмерно обидчив, не настойчив, легко утомляется, робок, неуверен в себе. Отличается высокой тревожностью, беспокойством, теряется в новой обстановке. Склонен к уединению, замкнутости. Внешне слабо выражает свои чувства и нередко воспринимает отношение к себе как пренебрежение;
Сангвиник -стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, приспосабливается к изменениям условий жизни.. Он увлекается тем, что ему приятно. Эмоции(в основном положительные)быстро возникают и недолго продолжаются. Переживает легко неудачи. При большом интересе к делу продуктивен, энергичен; в противном случае вял и пассивен. Эмоционален, дисциплинирован, гибкий ум;
Флегматик-человек с высокой активностью, значительно преобладающей над реактивностью. Невозмутим, спокоен, настойчив, терпелив;  при неприятностях сохраняет спокойствие. Тяжело сходится с новыми людьми. Хладнокровен, спокоен, обычно отличается постоянством, не сразу поддается чувствам. Не склонен к принятию скоропалительных решений;
Холерик- отличается энергичностью при недостаточной выдержке и самообладании, не чувствителен к окружающим.. Вспыльчив, несдержан, нетерпелив. Увлекаясь чем-то, полностью истощает свои силы и теряет интерес к начатому. Мало размышляет и решительно действует. В сложных ситуациях может терять контроль над своими эмоциями. Отличается устойчивостью интересов и стремлений, настойчивостью.
Типология личности
 «Садисты» видят источники своих бед в обществе и в других людях, активно и агрессивно борются против них. Имеют низкий уровень самокритики, высокий уровень амбиций, завышенная самооценка.
 «Мазохисты» склонны больше винить самих себя в своих неудачах и столь же активно борются против себя, занимаясь самобичеванием и изнуряющим самоанализом своих поступков.
«Конформисты» примиряются с неудачами, перестают эмоционально реагировать на них и принимать близко к сердцу. Они просто приспосабливаются к жизни, меняя свои взгляды, цели, мораль и ценности самым радикальным образом, если этого требуют обстоятельства. Имеют свое мнение по ряду проблем, но его не высказывают, боясь быть не понятым.
 «Отшельники» не мирятся со своими неудачами, но не находят в себе сил бороться ни против людей, ни с самими собой. Борьбе они предпочитают уход от нее, психологическую самоизоляцию, замыкаются в себе и никого не допускают в свой внутренний, интимный мир

Интегрированный урок обществознания и психологии в 7   классе.
Тема урока: «Взаимопонимание - одна из основ крепкой семьи».
Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами  проблемной технологии.
Образовательная цель - способствовать формированию нравственных представлений о взаимоотношениях в семье, а также между детьми и родителями.
Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления, применительно к теме урока, обосновывать логические доказательства своего предположения.
Воспитательная цель - формировать опыт  равноправного сотрудничества учителя, учащихся и родителей.
Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Основные методы - частично-поисковый и проблемный.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная и групповая.
Средства обучения- тексты исторических документов, интерактивная доска.







Структура и содержание занятия

Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Настраивает  на активную деятельность.
Приветствуют учителя. Проверяют  готовность рабочего места. Настраиваются на  активную работу.
2. Мотивация и целеполагание
























Мы сегодня урок начнем необычно, с житейской ситуации, с психологической зарисовки,  которую можно наблюдать в любом доме.(слово психологу).
Какая ситуация была вам обрисована? Какие ассоциации возникли?

Мыслителей прошлого и настоящего всегда интересовали вопросы, связанные с семейными взаимоотношениями.
Вашему вниманию предлагается фраза Уильяма Хэззлита, английского публициста:
«Если вы задумаете строить  дом счастья, то из  всех вами задуманных  комнат дома   больше времени будет строиться комната ожидания».
 Как вы понимаете эту фразу?



Какова же основа семейного благополучия?

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать тему нашего урока. Ваши предложения.
«Взаимопонимание - одна из основ крепкой семьи».

Если говорить о целях урока, то к каким выводам вы хотите прийти,  в чем хотите разобраться?




Психологическая зарисовка разбирается в группах ( возможные ассоциации: поддержка, уважение, взаимопонимание, сотрудничество и т.д.).





Идет работа в группах, формулируют цели урока, отвечают, что мгновенно счастье в семье не построить. Для этого, естественно необходимо  наличие ряда условий: счастье может быть основано на поддержке, взаимопомощи, теплоте отношений, в создании душевной атмосферы, когда хочешь скорее вернуться к родным и близким, сопереживании, радости, общих интересах, взаимопонимании.
Одной из основ семейного благополучия является взаимопонимание всех членов семьи.
Формулируют тему.




Разобраться во всех сложностях и многообразии семейных взаимоотношений, разобраться в семейных ценностях, узнать о налаживании гармоничных отношений в семье.  

3. Изучение нового материала. Работа в группах
Нескольким ученикам , которые сегодня на уроке выступают в роли исторических персонажей, было дано задание выбрать в предложенных отрывках то, что иллюстрирует взаимоотношения в семьях на протяжении нескольких веков:  ХIIVIII в.
Давайте прислушаемся к голосам истории, к голосам предков…



















Опираясь на услышанное, ответьте, на чем держались семьи наших предков? Какое качество необходимо иметь семье, чтобы следовать традициям предков?


С давних пор людей волновали вопросы семейных взаимоотношений, и определенная эпоха давала свои ориентиры в этом направлении. Рассмотрим данную проблему на примере  крестьянства, т.к. именно оно составляло самую многочисленную часть российского общества. Нам интересно, а что из себя представляли русские семьи до ХХ века?















Человек всегда чтил своих предков. У древних римлян в доме были обязательно скульптурные портреты- лары, которым они поклонялись. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. На Руси, прежде чем сыграть свадьбу, люди узнавали о своих родственниках до 5 колена.
  К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. Одно из домашних заданий - составить генеалогическое древо своей семьи. Как возможный образец древа вам подготовила семья вашей одноклассницы Ирины Некрасовой.
? Интересно, а понимают ли в современных семьях значение этих традиций.

Итак, мы обратили свой взор  к истории, увидели, какое огромное внимание уделялось взаимопониманию в семье и семейным ценностям.
Сохранилось ли что-нибудь от тех традиций , которые жили в русских семьях сегодня? Почему, как вы думаете?
? Почему же сегодня в семьях все меньше понимания между детьми и родителями?




Слово психологу, который дает краткую справку о развитии семьи в современных условиях..

Вам предлагается РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА анкеты «Незаконченное предложение», который был проведен среди учащихся и родителей 7 «А» кл.
ü     Семья-это..(понимание, любовь, в которую  каждый член семьи вкладывает себя,  очаг, родная кровь, самые главные в жизни люди, место, где тепло и уютно, где можно приобрести опыт.)
ü     Мои родители-это…(самые близкие люди, образец для подражания, мои самые близкие  друзья, справедливые защитники, наставники, классные люди на свете, те, кого я люблю и пониманию).
ü     Мне бы хотелось, чтобы в моей семье…(все было хорошо, было больше понимания, царила любовь и мир, никогда не было ссор, оставалось все так, как есть).
ü     Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей- это..(моя долгая  и счастливая жизнь, хорошее  образование, то, чтобы мои желания сбывались, здоровье родных и близких).
ü     Больше всего мои родители бояться, …(моего  плохого настроения, болезни, моей смерти, что не смогут меня правильно воспитать и содержать материально,  что я не смогу грамотно распределять свободное время, что будет распад семьи, когда я что- нибудь делаю без взрослых).


Что необходимо  сделать всем членам семьи,  чтобы сохранить в ней любовь и взаимопонимание?
Владимир Мономах: На склоне лет написал я свое знаменитое «Поучение детям». Послушайте, это было  в ХII веке!  Старых чтите, как отца, а молодых , как братьев… Остерегайтесь, дети мои лжи и пьянства, от них ведь душа и погибает, и тело…
В ХVI веке был написан «Домострой», сборник наставлений по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье определенных правил поведения. Книга сия была написана для молодого  Иоанна Васильевича Грозного, который заведя семью, нуждался в наставлениях. «Глава семьи должен научить с женой детей своих не красть, не лгать, не завидовать, не обижать слабых. Родители должны воспитать детей в доброй науке, вежливости, порядку всякому, учить их рукоделию, исходя из возраста и способностей детей».
Петр I: С моим временем(ХVIII век)  связываются изменения в жизни России. Интересно, изменится ли представление о семье, тем более я ей посвятил изречения в книге «Юности честное зерцало». «У родителей речей перебивать не надлежит и иже им не прекословить, но ожидать, пока они выговорят Когда родители их спросят, или позовут, то должны они к ним отозваться тотчас, как голос послышать. И потом сказать, что изволите, государь батюшка или государыня матушка; а не так, чего ты хочешь от меня…»

Обсуждают в группах, формулируют ответ.
(На уважении каждого члена семьи, на взаимопонимании.)


Предоставляется слово информаторам, которые нашли сведения по рассматриваемой сегодня  проблеме.
2 информатора дают небольшие исторические справки.
В древней Руси, как и в дальнейшем , вплоть до 1-й половины ХIХ века,  наиболее распространенными были большие семьи не более 10 человек. Старший из мужчин являлся главой семьи, в которой жили совместно и вели общее хозяйство не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми. Неуклонно чтились традиции по уважению к старшим, большое внимание уделялось религиозному воспитанию, велось общее хозяйство(даже дети приобщались к труду с 7-8 лет).
Со 2-й половины ХIХ века происходят большие изменения в экономике, повлиявшие на семейные ценности и взаимоотношения. Многие крестьяне уходили на заработки в города. Длительная оторванность мужчин от семьи, от деревенской жизни приводила к усилению роли женщин в семье, что приводило к тому, что они меньше времени стали уделять воспитанию детей, передачи им семейных традиций.


Отвечают: родословная во все времена занимала важное место в жизни рода, т.к. именно она сохраняла историческую память, позволяла глубже узнать истоки своей семьи, позволяла гордиться славным прошлым своих предков, выявляла в ряде случаев отрицательные моменты, которые могли отразиться на репутации семьи ).
На доске предлагается вариант родословной одной из семей класса.



Обсуждение в группах.





Высказывают мнение группы (родители зачастую заняты только собой, зарабатыванием денег, сводят на нет эмоциональное общение с ребенком, мало уделяют внимания досугу детей, мало интересуются проблемами ребенка, его достижениями и т.д.)




Дискутируют с психологом.



Идет сопоставление ответов детей и родителей.


ü      Взаимопонимание, любовь, дружба, поддержка в любой ситуации, сплоченность, жизнь ради друг друга, место, где тебя любят таким, какой ты есть;

ü      Любящие своего ребенка, самые близкие люди, которых мы уважаем, воспитатели, друзья, наставники, источник безвозмездной любви;

ü      Мир, доверие, уважение,  взаимопонимание, любовь;



ü      Здоровье и успех, чтобы выросли хорошими людьми;




ü      Жизненных неудач, переживаний детей по определенным проблемам, обмана, войны, что ребенка обидят, не поймут, потери близких мне людей, попадания детей в плохую компанию, потерять взаимопонимание со своими детьми, несчастных случаев с детьми.

 Родители и дети предлагают свои варианты. Создание таких условий в семье, где есть:
- уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности,
- где уважается право ребенка на самостоятельность, не перегружают ребенка опекой и контролем,
-где создается атмосфера доверия и уважения каждого члена семьи.
4. Закрепление
Какие же можно сделать нам выводы относительно проблемы нашего урока?
В несчастных семьях: не думают одинаково по многим вопросам и проблемам, не обращают внимания друг на друга, говорят слова, которые часто раздражают друг друга, редко делают комплименты и испытывают радость от общения, ощущают потребность в человеке, которому можно будет довериться.
Для счастья семьи необходимо: нормальное бесконфликтное отношение, доверительность, сочувствие, наличие места, где можно отдохнуть от сложностей жизни.
Признаки благоприятного психологического климата: желание и умение понять другого, каждый свободно выражает свое мнение, взаимная корректность и терпеливость в случаях несовпадения мнений, стремление проводить свободное время в кругу семьи, добрые отношения с родными и близкими.
Таким образом, неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессии, ссорам, психологической напряженности, дефициту положительных эмоций, а само существование семьи становится проблематичным.





В заключение урока вам, уважаемые родители и дети, предлагается составить свод правил техники безопасности в семье.


Слушают психолога.



















Предлагают свои варианты и обсуждают его с психологом.
1.      Помнить, что создают семью и разрушают семью двое.
2.      Останавливайся в гневе.
3.      Ограничивай территорию конфликта.
4.      Запрещается конфликтовать при посторонних людях.
5.      В конфликте искать пути выхода вместе.
6.      Учись говорить неприятные вещи приятными словами.
7.      Не унижай личность другого.
8.      Учись забывать о конфликте.
9.      В конфликте всегда виноваты двое.
10.  Не теряй в конфликте чувства юмора.
5. Домашнее задание.
Разноуровневое домашнее задание.
1.Найти пословицы, поговорки, афоризмы по теме нашего урока.
2. Оформить тезисно материал урока, составить генеалогическое древо своей семьи.
3..В физике есть 3 знаменитых закона Ньютона. Попробуйте составить свои 3 закона воспитания ребенка в семье(законы могут быть о требованиях, похвале, об обязанностях и др.).

Записывают домашнее задание.







Урок интеграции химии и истории по теме: «День семьи вятского купца I гильдии Якова Алексеевича Прозорова до и во время Пасхи».

Предмет: история, химия.
Тема: «День семьи вятского купца I гильдии Якова Алексеевича Прозорова до и во время Пасхи».
Класс: 8 “А”
Учитель истории: Шибанов Александр Владимирович.
Учитель химии: Черепанова Татьяна  Александровна.
Тип урока:  комбинированный, с учетом технологии Группового Самостоятельного Обучения (ГСО).
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии Группового Самостоятельного Обучения (ГСО).
Образовательная цель: способствовать формированию представлений о религиозных традициях наших предков, создать условия для выявления взаимосвязи между химией и историей, изучая быт XIX века.
Развивающая цель: продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, структуирование учебной информации, систематизация знаний, оформление выводов).
Воспитательная цель: сформировать опыт равноправного сотрудничества учащихся и педагогов в процессе технологии ГСО, способствовать осознанию собственных интеллектуальных достижений как ценностной характеристики современного человека.    

Структура и содержание занятия

Учитель истории: В ночь с 7 на 8 апреля 2007г. христиане всего мира отмечали Пасху Христову - высочайший, торжественнейший, радостнейший Праздник праздников, Торжество торжеств. Согласно Ветхозаветным воспоминаниям праздник Пасхи обозначает воскрешение Иисуса Христа, переход от смерти к жизни, от земли к небу.
Праздновала Пасху и семья купца Прозорова Я.A. Сегодня на уроке мы совершим  в эту семью путешествие и узнаем, как прошел день домочадцев накануне и во время Пасхи.
А что вы знаете о династии купца, его биографии?
Учащиеся: Краткая историческая справка.
      Прозоровы- вятская купеческая династия, по семейным преданиям из крестьян Якимо-Вагинской волости.
      Прародитель династии - Кире Кирилов Прозоров(родился около 1666 года), в 1710 г. значился хлыновским посадским. Яков Алексеевич родился 27 октября 1816 года, купец I гильдии, самый крупный торговец Вятки.
       Вел торговлю: хлебом в Архангельске, льном в Лондоне.
     5-10 процентов от прибыли отчислял на благотворительные дела. В 1879 году пожертвовал Преображенскому и Успенскому монастырям, Владимирской и Спасо-Хлыновской церквям 26500 рублей. На собственные средства открыл  богадельню и дом призрения в городе Вятке для детей бедных граждан.
     Награждён золотой медалью на Станиславской ленте за службу городским головой г. Вятки (1859-1861), орденом святого Владимира 4-й степени, с предоставлением потомственного дворянского достоинства.
Умер в Санкт-Петербурге 4 февраля 1881 года, похоронен в Александро-Невской лавре.

Каковы цели нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся: Отвечают по алгоритму, написанному на доске: На уроке узнаю…,   научусь…(применительно к теме “Пасха”).
Учитель химии: Пасхе предшествовал Великий Пост, согласно которому у верующих из рациона питания исключались определенного вида продукты.
Выберите из предложенного списка названия блюд скоромного и постного стола.        

Чем отличается скоромный стол от постного ?.                                                                                                          На столах возьмите раздаточный материал и сделайте задание №1 в группах.
Учащиеся: Постный стол - это растительно - рыбно- грибной; скоромный - молочно- яично- мясной. Большинство дней в году - от 192 до 216 в XIX веке считались постными и, следовательно, было естественным стремление расширить ассортимент постного стола. Отсюда изобилие в русской кухне грибных (грузди, рыжики, белые, шампиньоны) и рыбных блюд (щука, сом,палтус,стерлядь, лосось,осетр ), склонность к использованию зерновых, лесных ягод, трав (крапива, лебеда), овощей(капуста, репа, редька, горох, огурцы).
Учитель химии: Как говорили наши предки: «Во время Поста и пища проста». Давайте заглянем в домовую книгу приказчика Ануфрия, в которой было записано: ”В понедельник велел конюху Ивану дров нарубить на всю неделю, да воды наносить в баню и на кухню. Так ты ж, смотри, Господи, управляется легко, аки играючи. Здоровый, как бык! Не постится, что ли?”.

Как восполняли недостаток витаминов и питательных веществ во время Поста семья купца? Поработайте в группах с приложением №4 “Основные витамины” и сформулируйте ваши выводы.
Учащиеся: Витамины А, Д, Е - зерновые, соевые бобы, листовая зелень(участвуют в функциях, связанных с ростом и обменом веществ); 
группа витаминов К-капуста, картофель, стручковые(их недостаток приводит к склонности к кровотечению);
В1- ржаной хлеб, дрожжи, все виды овощей; В2- зерновые, орехи; В6 - дрожжи (витамины групп В  участвуют в клеточном обмене, нормализуют деятельность центральной нервной системы; недостаток витаминов приводит к вялости, быстрой утомляемости, нарушению пищеварительных процессов); 
С - морковь, шиповник, смородина, цитрусовые(аскорбиновая кислота укрепляет защитные силы организма в борьбе с инфекциями, участвует в обмене веществ);
 фолиевая кислота- дрожжи, свежие овощи и зелень(участвует в обмене веществ, стимулирует рост, уменьшает отложение жира во внутренних органах);
В15- дрожжи, капустный и картофельный сок, овощи и фрукты (применяется при лечении сердца и сосудов);
никотинамид- зерновые, дрожжи(участвует в обмене веществ; при недостатке может быть нарушение пищеварительного тракта, потеря аппетита и настроения); пантотеновая кислота- дрожжи, отруби, фрукты и зеленые овощи, стручковые(участвует в функциях печени и надпочечников).
Учитель истории: Завершает Великий Пост  Страстная неделя, когда люди особенно усердно молятся. Каждый день имеет свое название и назначение (например, Великий четверг или Чистый четверг).
 В Великий Четверг чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму; самым тщательным образом мыли и украшали избу, а обязательно до восхода солнца было купание в бане.
Пятница на Страстной неделе - Великий пяток; это был день наиболее строгого Поста и неустанных молитв.
Суббота на Страстной неделе - великая, красильная. Именно в  этот день в семье купца красили яйца. Какие способы окраски яиц использовались в семье купца Прозорова?
Учащиеся: В семье купца, возможно, были следующие способы окраски яиц: луковой шелухой, шелковыми тряпочками (маленькими кусочками ярких шелковых тканей), акварельными красками в фарфоровой рюмке; более сложным способом, вероятно, было выведение узоров горячим воском при помощи стального перышка.
Учитель истории: Каждый праздник имеет свои атрибуты, традиции. Пасха не исключение… Масса примет, суеверий, обычаев приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквях провозглашают воскрешение Иисуса Христа.
 Пасха - величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека (правда, желания должны произноситься прямо на заутрени).
Пасхальные обряды, обычаи, некоторые суеверия сохранились до наших дней - всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, куличей и т.д.
По православным канонам считается, что обрядовая сторона Пасхи и основные правила   празднования окончательно определились в V в.  В главном они дошли и  до наших дней. В православной Византии Праздник проходил особенно торжественно и пышно. Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством пришло на землю Руси, где этот день стал Праздником праздников.

Какие легенды, Пасхальные обряды, обычаи, суеверия вам известны?
Учащиеся: Обычай дарить в день Воскресения Христова крашеные яйца очень древен; некоторые историки относят начало этого события к апостольским временам.
Яйцо – символ не только рождения, но и возрождения; одно из звеньев бесконечной цепи рождений и смертей.
Согласно одной из легенд, капли крови распятого, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво-красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок.
Другая легенда гласит следующее: Иисус, будучи маленьким, любил играть и кормить кур. И Богоматерь, чтобы доставить ему удовольствие, разрисовывала куриные яйца и дарила их в качестве игрушек. Когда начался суд над Христом, Матерь Божья отправилась к Пилату и, чтобы умилостивить его, принесла ему в дар разрисованные с величайшим искусством яйца. Она положила их в свой передник и, когда пала перед Пилатом на колени, умоляя о Сыне, яйца выкатились из передника и покатились по всему свету…
Согласно следующей легенде, после смерти Христа 7 иудеев собрались на пир. Среди блюд была жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на 3 день. На это хозяин дома возразил: “ Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет”. Это в итоге и случилось…
По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде – увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю. Поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись за алтарем во время крестного хода, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться домой, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя домой, направлялись на кладбище, чтобы похристосоваться с умершими родственниками.
Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, с которыми обходили загоревшееся строение, надеясь, что оно поможет остановить пожар; с ними искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне; кости поросенка закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.
В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности, для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. К примеру, охотники при возгласе священника ”Христос Воскресе!” стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха. Девушки же тихонько шепчут: “ Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках да в парчонках!”; “ Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не в корове, а на лошади!”.
Учитель химии: Однако, вернемся в семью купца Прозорова Я. А., где домочадцы после пасхальной службы готовы приступить к утренней трапезе. Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, т.к. ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев.
Считается, что обрядовая сторона Пасхи находит свое отражение и в пищевой символике (ведь в Пасху стол не имел никаких запретов на продукты, от чего трепетал утомленный Постом желудок).
Вам сейчас в группах  предстоит следующее задание: составьте меню  праздничного стола для завтрака, обеда и ужина (вам для этого поможет раздаточный материал- Приложение №3).
Учащиеся: Пасхальный стол в семье накрывался на целый день, и все приходящие к купцу в дом приглашались хозяевами к угощению. При сервировке стола скатерть была обязательно светлой или яркой, посуда - самой красивой, парадной; стол, кстати, обязательно украшался цветами.
·        На завтрак предлагаются следующие варианты блюд: Пасха (миндальная и ванильная), пасхальные яйца в блюде со свежими ростками пшеницы или овса, или со специально выращенной травой ,  вино пасхальное, кулич с изюмом; на обед: ассорти сборное, рулет из молочного поросенка, окорок ветчины, телятина, язык говяжий в орехово-чесночном соусе, курица в сухарях со сливочно-коньячным соусом, фаршированная телячья грудинка, сладкий салат из фруктов с орехами, медовый кисель; на ужин: зайчатина  (печеная и заливная), разнообразные рыбные блюда ( уха из окуней, лосось жареный, щука на пару)  вино, фрукты.
Учитель химии: Из домовой книги приказчика Ануфрия: “Третьего дня у Анисьи на кухне ломануло ведерную бутыль с вишневой настойкой, что к Пасхе ставили. Говорили ей, не клади много сахара, не закрывай глухо…  Ай, все равно сделала по своему! Стекло в палец толщиной разлетелось в дребезги! Страсти Господни…  Откуда такая силища в вине!”  
Решите задачу, где есть следующие данные: найдите объём углекислого газа, который выделиться при разложении 300 г глюкозы.
Учащиеся: решают задачу (ответ см. в приложении).                               
Учитель химии: Однако не забывайте о том, что семья купца - рачительные хозяева, которые находили применение тому, что осталось после пасхального застолья.
Заглянем вновь в домовую книгу приказчика Ануфрия, в которой было записано: “ Хозяйка дома строго- настрого приказала яичную скорлупу в лукошки собирать, печную золу в мешки складывать, а остатки от свечей в короб класть…” Как вы думаете, для чего?
Учащиеся: Яичная скорлупа могла применяться для раскисления почвы, толкли и добавляли в пищу курам, могли есть для укрепления костей, т.к. в скорлупе находится кальций; зола - природная косметика, моющее средство для посуды, удобрение в огороде; воск- для очистки скатертей, переплавки свечей, смазки обуви.

Учитель истории: Пасха характеризуется целым рядом обычаев, которые вошли в быт как игры, праздничные развлечения, приносящие людям ( в т.ч. семье купца Прозорова) огромную радость и большое удовольствие.
Перечислите развлечения, известных семье купца Прозорова.
Учащиеся: Катание яиц (ставился лоток с определенным наклоном и по лотку скатывали яйцо на одеяло; если яйцо, скатившись с лотка ударяет уже лежащее на одеяле, то это выйгрыш);
1.      Битье яиц на Пасху (один игрок держит яйцо в руке носиком вверх, а другой бьет его носиком другого яйца; побеждает тот, у кого яйцо оставалось целым);
2.      Кто-нибудь из старших заранее прятал в доме или саду яйца с сюрпризами - картонными или склеенными конвертиками в форме яиц, в которые были вложены маленькие выигрыши; нужно найти как можно больше яиц за определенное время;
3.      Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте (на деревенской площади)  загодя вкапывали столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели,  где народ толпился с утра до ночи: одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами;
4.      На Пасху совершался обход дворов, напоминавших святочное колядование. С вечера пасхального воскресения по домам ходили группы мужчин, называемых “волочебниками” или “христованники”, которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли под окнами величально-поздравительные песни о хозяине дома, жене и их детях. Припев песен обязательно включал традиционное христианское приветствие: ”Христос воскрес, сыне Божий! “.Волочебникам выносили яйца, сало, пироги, молоко в качестве угощения;
5.      В течение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название “ Звонильной”. Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки от традиционных богослужебных звонов; в них широко использовались народные мелодии и свободная импровизация;
6.      Наши предки были вполне уверены, что в Светлое Воскресение вспышка утренней зари на востоке небосклона бывает краснее, розовее, нежели в обыкновенные дни, и что солнце при восхождении трепещется, играет;
7.      Из других пасхальных забав можно отметить хороводы, в которых обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года; обязательным для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.
Учитель истории: Интересно, а сколько дней вообще празднуется Пасха и какие сопутствующие религиозные праздники вам известны?                                                    
Учащиеся:  После Святого Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле 40 дней, являясь апостолами поучая их тайнам Царствия Божия. Поэтому и Праздник Пасхи празднуется в течение 40 дней.
Первое Воскресение после Пасхи носит название  Красная горка или радостное воскресение. В ряде мест старались подогнать к этому празднику свадьбы; день считался счастливым для вступления в брак. Первая неделя после Пасхи именуется Фоминой неделей. Вторник, 9 день от Пасхи, именуется в народе Радуницей. После Пасхи вплотную приступали к сельхозработам в поле; это день, когда обязательно ходили на могилы, а вечером веселились. На 25 день после Пасхи празднуется Преполовение, т.е. середина срока между Пасхой и Троицей. Церковь в этот день молится о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия. Праздник Вознесения Господня празднуется в 40 день по Воскресении Христа- день, в который Господь вознесся на небо. Этот день всегда приходится на четверг 6 недели Пасхальной недели.
Учитель химии: Шумно что-то у церкви… Кричат громко, о чем то оживленно спорят. Прислушаемся и мы...
”Слыхали!  Друг купца Якова Алексеевича держал в руках яйцо пасхальное стоимостью всей нашей скотины вместе взятой с домами… Дорогое, наверное ,яичко... А если подумать? Не бывает таких яиц и все тут! Какие могут быть разговоры?!
А как думаете вы?
Учащиеся: Действительно, существовали такие дорогие пасхальные яйца ювелирного дома Фаберже.
Учитель истории: Сейчас  вам предлагается необычное задание: кроссворд-ассоциация; вы должны вставить в него слова, имеющие отношение к Пасхе, но при этом учитывая количество букв. Вам небольшая подсказка: ключевое слово кроссворда уже известно-православие.
Учащиеся:   Могут получится следующие варианты(при заполнении сверху в низ): поросенок, Христос, радуница, воскрешение(волочебники), Богородица, Пасха, кулич, Фаберже,  церковь(молитва), яйцо, качели.

В завершении урока вам в группах предстоит составить синквейн. Лучший вариант мы запишем на доске.
Напомним правила написания синквейна- это стихотворение из 5 строк, которое строится по определенным правилам:
1-я строка-тема описывается одним словом(обычно существительным);
2-я строка- описание темы двумя прилагательными;
3-я строка- описание действия в рамках темы тремя словами;
4-я строка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме(чувства);
5-я строка- синоним из слова, который повторяет суть темы.
Учащиеся: На доске составляется следующий вариант:
Пасха
Радостнейшая и торжественнейшая
Приходит, обнадеживает, умиротворяет
Радуйтесь люди, Христос Воскрес!
Праздник.
Домашнее задание: составьте рецепты праздничных пасхальных блюд XIX и XIX веков и сравните их между собой(сходства и различия); сравните развлечения двух  праздников: Пасхи и Масленицы;

Приложения
Приложение №1. Задание 1.
Определите из названия блюд на столе, какие являются постными, а какие скоромные.
Грузди, рыжики, грибочки  белые, щука, сом, палтус, стерлядь, лосось, осетр , крапива, лебеда, капуста, репа, редька, горох, огурцы, яйца вареные, ветчина, мясо говяжье вареное, горошек зеленый, капуста квашеная холодная, кисель клюквенный с медом, кубок Рейнского вина, творог жирный со сметанкой, морковь с медом, щи из свинины, жаркое из баранины, лук, чеснок, репа пареная, редька.
Приложение №2. Задание 2.
Вставьте слова, имеющие отношение к теме занятия в кроссворде, учитывая количество букв и   ключевое слово - православие.






П
О
Р
О
С
Ё
Н
О
К






Х
Р
И
С
Т
О
С









Р
А
Д
У
Н
И
Ц
А









В
О
С
К
Р
Е
Ш
Е
Н
И
Е




Б
О
Г
О
Р
О
Д
И
Ц
А





П
А
С
Х
А











К
У
Л
И
Ч












Ф
А
Б
Е
Р
Ж
Е





М
О
Л
И
Т
В
А













Я
И
Ц
О










К
А
Ч
Е
Л
И










Приложение №3. Меню Пасхального стола.
 Завтрак.
·        Пасхальные яйца в блюде со свежими ростками пшеницы или овса, или со специально выращенной травой;
·        Пасха Миндальная(1 кг. свежего некислого некислого творога, 200 г.сливочного масла, 2/3 стакана сливок и сахара, 3 яйца, 140 г. миндаля, ¼ ложки ванилина, апельсиновые цукаты для украшения);
·        Пасха Ванильная с изюмом и цукатами(1 кг. свежего творога, ½  стакана сметаны, соли и сахара,  100 г. сливочного масла, 2 яйца, 3 столовых ложки изюма без косточек, 2 столовых ложки нарезанных мелкими кубиками цукатов из апельсина);
·         Кулич с изюмом(1 кг. муки, 80 г. дрожжей, 400 мл. молока, 200 г. сливочного масла, 5 яиц, стакан сахара, 200 г. изюма, 2 столовых ложки растительного масла, рома, сахара, соль, щепотка ванили, 3 столовых ложки сливочного масла и молотых орехов);
·        Вино пасхальное домашнее “ Рубиновое”(по 80 г. сиропа  малинового и вишневого варенья, 320 г. сиропа крыжовенного варенья, ½ литра водки);
Обед-ужин
·         Ассорти сборное( 150 г. сырокопченного окорока, 300 г. филе сельди, по 150 г. сыра, салями, вареной говядины, 4 маринованных помидора, 10 маслин, 4 маринованных огурца, 3 яйца, луковица, по 2 ветки петрушки и укропа);
·         Рулет из молочного поросенка( 2 кг. поросенка, луковица, 300 г. ветчины, 150 г. шпика, 2 яйца, 1 ложка уксуса, черный перец, соль, зелень);
·         Язык говяжий с шампиньонами в орехово-чесночном соусе(1 кг. говяжьего языка, 200 г. шампиньонов, 2 столовых ложки растительного масла, 2 луковицы, стакан ядер грецких орехов, 4 зубчика чеснока, стакан сметаны, черный перец);
·         Курица в сухарях со сливочно-коньячным соусом( 1 курица, стакан белого сухого вина, 3 ложки коньяка, по  ½ стакана панировочных сухарей, сливок, 2 яйца, 5 столовых сливочного масла, 1 луковица, 3 зубчика чеснока, зелень, соль и перец по вкусу, ½ лаврового листа);
·         Фаршированная телячья грудинка(1 кг. телячьей грудинки, 3 столовых ложки жира, соль и перец по вкусу, 60 г. шпика, 100 г. вареного языка, 80 мл. сливок);
·         Кисель медовый(200 г. меда, 4 ложки крахмала, 1 л. воды);
·         Сладкий салат из фруктов с орехами(2 яблока, 3 груши, 4 песика из компота, 3 мандарина, ½ лимона, 200 г. очищенных грецких орехов, стакан сметаны, 100 г. сахарной пудры, 3 столовых ложки вишни из варенья);
·         Рыбные блюда(уха из окуней, лосось жареный, щука на пару) готовились со свежей зеленью, с морковью, картофелем, луком; соль и перец добавляли по вкусу;
Приложение №4. «Основные витамины»

Витамины
Источники
Функции
А (ретинол)
Мясо, рыба, молоко, рыбий жир, растительная пища
Рост и обмен веществ; недостаток приводит к прекращению роста и болезням глаз.
Д(кальцеферол)
Рыбий жир, масло, яйца, молоко, ростки зерна.
Регуляция кальциево-фосфорного обмена, недостаток ведет к размягчению костей у детей.
Е(токоферол)
Зерновые, растительные масла, соевые бобы, листовая зелень.
Энергетический и белковый обмен, обмен нуклеиновых кислот.
Группа К
Капуста, шпинат, крапива, картофель, стручковые.
Воздействует на образование в крови протромбина; недостаток приводит к склонности кровотечению и плохой свёртываемости крови.
В1(тиамин)
Мясо, печень, почки, ржаной хлеб, пшеничные ростки, дрожжи, соевые бобы, картофель, стручковые, все виды овощей.
Обмен веществ; недостаток приводит к плохому самочувствию, потере веса, аппетита, понижению работоспособности, нервозности.
В2(рибофлавин)
Молоко, яйца, дрожжи, зерновые,
орехи, овощи
Клеточный обмен, процессы дыхания, особенностях желудочно-кишечного тракта; недостаток приводит к вялости, утомляемости, бессоннице, ослаблению зрения, нарушению пищеварительных процессов, задержке роста, выпадению волос.
В6(пиродоксин)
Дрожжи, молоко, печень
Обмен веществ, влияет на деятельность нервной системы.
В12(цианкоболамин)
Продукты животного происхождения
Нормализует деятельность нервной системы, обмен веществ.
Фолиевая кислота
Дрожжи, печень, почки, свежие овощи, зелень, бобовые.
Обмен веществ, стимулирует рост, уменьшает отложение жира во внутренних органах.
В15(панангиновая кислота)
Дрожжи, семена растений, рисовые отруби, овощи и фрукты,капустный и картофельный сок.
Улучшает жировой обмен; применяется при лечении сердца  и сосудов; возможно нарушение пищеварительного тракта.
Р и С
Цитрусовые, смородина,шиповник, шпинат, капуста, помидоры, облепиха, морковь.
Ирают роль в деятельности клеточных ферментов  и обмене веществ; укрепляют защитные силы организма в борьбе с инфекциями; их недостаток вызывает плохое самочувствие, снижение работоспособности, снижает сопротивляемость к инфекциям.
РР (никотамид)
Зерновые, дрожжи, печень, почки.
Обмен веществ; влияет на деятельность нервной системы; при недостатке- потеря аппетита, тошнота, депрессия, растерянность,  возможно нарушение пищеварительного тракта.
Пантотеновая кислота
Дрожжи, отруби, зерновые, зеленые овощи, молоко, желток, стручковые.
Участвуют в функциях печени и надпочечников; недостаток приводит к нарушению их работы.

         
Условия задачи по химии.
                Дано:                300                 X
                                        С6Н12О6 2CO2↑+2C2H5OH
m6Н12О6) = 300 г.                180                 44,8
V ( CO2) -?
 Vm(CO2)=22,4 л/моль       М(С6Н12О6)=72+12+96=180 г/моль
                                                = →х= =74,7 л
Библиографический список литературы:
1.      Времена года. Православный народный календарь. –Урал-Пресс, Пермь.: 1992. -с.275-283;
2.      Короткова М.В. История России.IХ-ХVIII века. Учебно-методическое пособие. –М.:  2002. -с.56;
3.      Народный дневник. Народные праздники и обычаи. –М.: 1991. - с.171-175;
4.      Подари себе праздник. Т.2. Энциклопедия-Донецк.: 1996. - с.276-280;
5.      Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. – М.: 1991.- С.60-65.
6.      Трифоненко Л. Искусная хозяйка: Рецепты.  – М.: Махаон, 2005. – С.100-104.
7.      Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе- М.:  2005. - с.230-241;
8.      Энциклопедия Земли Вятской. Т.6. Знатные люди.- Киров.:  1996- с.357-358.